Во внешней торговле России Балтика
исторически занимает важнейшее
место, и в Европе сложились
устойчивые рынки для нашего
традиционного экспорта (нефть,
нефтепродукты, газ, уголь,
минеральные удобрения, лес, металлы и
другие грузы). Необходимость
развития портов России на Балтике
обусловлено как объемами
внешнеторговых перевозок и их
структурой, так и экономической и
политической ситуацией, сложившейся
в данном регионе.
В порту Санкт-Петербург строятся
контейнерный терминал мощностью 1,5
млн.т в год, рефрижераторный комплекс
и другие объекты инфраструктуры.
Ведется также строительство
нефтеналивного терминала:
образована территория, установлено
несколько резервуарных емкостей,
реконструирован причал, что дает
возможность уже сейчас перегружать
до 11,5 млн.т нефтепродуктов. С
завершением работ терминал будет
перегружать до 5,5 млн.т
нефтепродуктов в год.
Но на Балтийском море есть и другие
российские порты, кроме Санкт-Петербурга.
Конечно, они не такие крупные, но их
развитие поможет не только увеличить
объем морских перевозок России, но и
значительно снизить нагрузку на
петербургский порт.
Выполнены технико-экономические
проработки развития порта Высоцк,
включая строительство новых
причалов, железнодорожных и
автомобильных подходов на
перспективный грузооборот до 5,3 млн.т.
Ведутся проработки строительства
грузового района в Ломоносове для
перегрузки контейнеров, генеральных
и других грузов.
Однако самыми крупными объектами
на Балтийском бассейне являются 3
новых порта на побережье Финского
залива – это порт в бухте Батарейной
для перегрузки нефтепродуктов (15 млн.т),
нефтеналивной порт в районе
Приморска (45 млн.т) и сухогрузный порт
в районе Усть-Луги (35 млн.т).
В настоящее время ведутся работы по
образованию территории,
дноуглублению, забивке шпунтовой
стенки. Одновременно
прорабатываются проекты
последующего строительства
комплекса по перегрузке черных и
цветных металлов, минеральных
удобрений. Ведутся переговоры с
заинтересованными инвесторами.
Новый порт в районе Приморска
расположен в 130 км от Санкт-Петербурга
и в 60 км от Выборга. Разработано
технико-экономическое обоснование
первой очереди строительства:
намечается построить комплекс по
перегрузке нефтепродуктов мощностью
4,5 млн.т за счет средств российских и
иностранных инвесторов. Ввод объекта
предусмотрен в 1999 году.
Для перегрузки сырой нефти через
этот порт постановлением
Правительства РФ принято решение о
проектировании, строительстве и
эксплуатации единой Балтийской
трубопроводной системы от поселка
Харьяга (республика Коми) до
побережья Финского залива в составе
существующих магистральных
нефтепроводов в направлении Уса-Ухта-Ярославль-Кириши,
вновь строящихся участков этой
системы и нефтеналивного терминала
портового комплекса. То есть принят
южный вариант транспортировки нефти
с Тимано-Печорских месторождений.
Северный вариант транспортировки
нефти и строительства порта в
арктическом регионе с
транспортировкой морскими судами
непосредственно из районов этих
месторождений находится в стадии
исследования.
Разработано технико-экономическое
обоснование целесообразности
строительства железнодорожно-автомобильной
паромной переправы в направлении
Усть-Луга - Калининград - порты Европы.